Проблемы решаемы

Август 2020

Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ провел круглый стол, посвященный проблеме обеспечения онкологических больных новейшими методами лечения и необходимости общественного контроля за прозрачностью закупок медицинского оборудования.

Круглый стол был проведён в соответствии с сегодняшними реалиями – в режиме онлайн. Среди его заочных участников были представители исполнительной и законодательной власти, руководители профильных ведомств, медицинских и научных учреждений, общественных организаций, представители бизнеса. Это дало возможность обсудить предложенные вопросы всесторонне. Вёл круглый стол председатель совета – известный журналист и общественный деятель Валерий Фадеев.

Думается, основным поводом к проведению этой встречи стали накопившиеся проблемы, связанные с реализацией национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями 2018-2024 г.г.». Обсудить действительно было что. С одной стороны, есть очевидные успехи, прежде всего, активно идущее переоснащение медицинских клиник. С другой, — уже достаточно примеров злоупотреблений, в результате чего, по информации представителей ряда общественных организаций, к делу подключаются и ФАС, и правоохранительные органы.

Если говорить об общем впечатлении, то, надо сказать, что за два с половиной часа дискуссии были подняты все основные вопросы, связанные с положением дел в отечественной онкологии вообще и конкретно – с реализацией национального проекта. Прозвучали цифры: так, по словам акад. И.Стилиди, возглавляющего НМИЦ онкологии им. Блохина, ежегодно в стране выявляется 600 тыс. пациентов с диагнозом «злокачественное новообразование», при этом 4 млн. пациентов находятся сейчас на динамическом наблюдении, получают противоопухолевое лечение, а 60% из них нуждаются в получении лучевой терапии в рамках комплексного лечения. Что касается собственно лечения, то акад. И.Стилиди подчеркнул, что современные линейные ускорители последнего поколения позволяют получать лучшие результаты, и это очень важно, потому что речь идёт уже не о продлении жизни, а об излечении.

Вместе с тем, именно этих аппаратов, линейных ускорителей, у нас в стране не хватает. И.Стилиди считает, что стране необходимо 450 ускорителей, проф. А.Голанов, зав. отделением радиологии и радиохирургии НМИЦ нейрохирургии им. Бурденко, называет даже большую цифру – 600, однако реально в стране сейчас насчитывается только около 200 аппаратов. С этой точки зрения, невозможно переоценить значение национального проекта, ведь благодаря ему во многие регионы пришла и придёт современная техника, и у людей появится действительная возможность вылечиться, вернуться к полноценной жизни.

Председатель правления ГК МИБС (Медицинский институт им. Березина Сергея) Аркадий Столпнер обратил внимание на то, что современное медицинское оборудование требует высококлассных специалистов, а их сейчас не хватает. С ним согласился заместитель директора НМИЦ онкологии им. Блохина Т.Геворкян. Он подчеркнул, что онкоцентрам нужны и радиотерапевты, и медицинские физики. Подготовка их – вопрос времени и серьёзного вложения средств. Заниматься этим делом, конечно, должно государство, хотя и частный медицинский бизнес тоже готов участвовать.

Дискуссия возникла относительно вопроса о юридической форме учреждений, оказывающих помощь, и о вопросах взаимодействия государства и бизнеса в сфере медицины. Акад. Стилиди отметил, что было бы неправильно отдать полностью в ведение частного медицинского бизнеса высокотехнологичную (и, соответственно, высокомаржинальную) помощь, поскольку это при существующих нормативах создаст экономические трудности для государственных учреждений. Хорошей формой сотрудничества, по его мнению, является государственно-частное партнерство (ГЧП), но при этом всё должно быть продумано и просчитано. А вот Аркадий Столпнер прямо сказал, что является принципиальным противником формата ГЧП в сфере медицины. В свою очередь, заместитель председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Киркора заметила, что государство часто ведёт себя по отношению к партнёру не по-партнёрски, так что видеть причину бед в частном бизнесе несправедливо.

Много внимания было уделено вопросам организации поставок нового оборудования. Депутат Законодательного собрания Вологодской области Антон Холодов собрал внушительный объем данных о завышении цен в ходе торгов, о продаже устаревшего оборудования по цене нового, а также о том, что в ряде регионов так составляют условия конкурса, что компании, предлагающие самое современное оборудование, просто не допускаются до участия. Оказывается, для этого всего лишь надо включить в условия требование о наличии системы ExacTrac с дополнительной функцией укладки пациента. Система эта нужна только для устаревших моделей ускорителей, но таким образом те участники, что хотели бы поставить оборудование последнего поколения (без системы ExacTrac) автоматически исключаются из торгов. В Вологде на это вовремя обратили внимание, что позволило сэкономить бюджету 40 млн рублей, но так происходит не везде. Акад. Стилиди по этому поводу заметил, что при равных затратах существенное преимущество должно иметь медицинское оборудование последнего поколения, либо опция должна быть значительно дешевле. На практике так бывает не всегда, и за этим надо следить, — подчеркнул он.

Зам. начальника управления контроля качества Росздравнадзора Сергей Ковалев сообщил, что на 2020 г. в рамках проекта запланирована поставка 60 ускорителей в 50 субъектов федерации, на 1 июня 2020 г. законтрактовано 36, при этом есть регионы, где к такой работе еще не приступили. По словам чиновника, проведя анализ 19 закупок, его ведомство обнаружило большой разброс цен при одинаковых техзаданиях, разница порой доходит до 40%, что свидетельствует о неудовлетворительной организации конкурсной работы.

Участники круглого стола далеко не во всех вопросах были единодушны. Но отметили, что нерешаемых проблем нет. Требуется только больше ответственности. Все согласились в одном: для дальнейшего прогресса в отечественной онкологии, для успеха в реализации национального проекта необходимо, чтобы все процессы были прозрачны. По общему мнению, было бы полезно использовать опыт Вологодской области, где именно организация общественного контроля за госзакупками позволила сэкономить существенные бюджетные средства. По итогам работы круглого стола решено подготовить резолюцию, в которую должны быть включены предложения к Минздраву, призванные усовершенствовать систему общественного контроля в области здравоохранения.